Мозаика - одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства, зародилась на Востоке.
Так в древнем Египте из кубиков и пластин природных драгоценных и полудрагоценных камней делались инкрустации для украшения мелких изделий бытового назначения.
Позднее было налажено производство глазурей и цветных глухих стекол (смальт) разнообразных оттенков.
В древней Греции и на территории Римской империи мозаика была связана с архитектурой - украшала полы общественных зданий, фонтаны, бани.
В результате рождались нарядные и по-настоящему величественные пространства.
Римские мозаики выкладывали из маленьких кубиков (столбиков) смальты (глушенного - непрозрачного и очень плотного - стекла) или камня.
Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки.
С приходом к власти Николая I во второй половине XIX века в России начался расцвет мозаичного искусства.
Идея основания мозаичного заведения возникла в 1842 году, после посещения Рима архитектором Исаакиевского собора О.Монферраном.
12 августа 1845 года император распорядился писать иконы на холсте и «...учредить мозаичное заведение для изображения после сих икон мозаикою».
Возглавить его должен был знаменитый римский мастер М. Барберри. «Императорское Мозаичное Заведение» было основано в 1847 году.
Тогда же в Риме была открыта мастерская под руководством М. Барберри, где первые русские художники-мозаичисты В.Е. Раев, С.Т. Федоров,
И.С. Шаповалов и художник-пейзажист Е.Г. Солнцев прошли подготовку под наблюдением опытных итальянских мастеров.
Были набраны: голова Спасителя из «Преображения» Рафаэля, букет цветов на черном фоне для пресс-папье, большой образ св. Николая (копия с Ф. Кристофари,
воспроизведшего древнюю икону из Бари), впоследствии привезенный в Санкт-Петербург и помещенный в часовне Благовещенского (Николаевского) моста;
две большие «маски» с античных образцов, украсившие позднее фриз фасада нового здания Императорского Мозаичного Отделения.
Тогда же была сделана находящаяся в Эрмитаже копия знаменитого пола «круглой залы» Ватиканского дворца.
21 ноября 1851 года Николай I утвердил положение и штат Императорского Мозаичного Заведения.
В этом же году обновился состав Комитета по устройству Мозаичного Заведения - кроме Ф.П. Толстого и П.А. Языкова, в него вошли архитектор О. Монферран,
Д. Бонафеде, Р. Кокки и князь Г.П. Волконский.
В сентябре 1855 года техническим отделением вместо Языкова стал заведывать граф Б.Ю.И. Стенбок.
При нем были окончены с оригиналов профессора Т.А. Неффа первые четыре огромные мозаики нижнего яруса иконостаса Исаакиевского собора («Спаситель»,
«Богоматерь». «Св. Исаакий Далматский» и «Св. Александр Невский). Параллельно шла работа над мозаичными орнаментами для часовни на Николаевском мосту и
облицовкой для храма Христа Спасителя в Москве.