русский
english
 

Мозаика.

 
 

Мозаика - одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства, зародилась на Востоке. Так в древнем Египте из кубиков и пластин природных драгоценных и полудрагоценных камней делались инкрустации для украшения мелких изделий бытового назначения. Позднее было налажено производство глазурей и цветных глухих стекол (смальт) разнообразных оттенков. В древней Греции и на территории Римской империи мозаика была связана с архитектурой - украшала полы общественных зданий, фонтаны, бани. В результате рождались нарядные и по-настоящему величественные пространства.

Римские мозаики выкладывали из маленьких кубиков (столбиков) смальты (глушенного - непрозрачного и очень плотного - стекла) или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки.

С приходом к власти Николая I во второй половине XIX века в России начался расцвет мозаичного искусства. Идея основания мозаичного заведения возникла в 1842 году, после посещения Рима архитектором Исаакиевского собора О.Монферраном. 12 августа 1845 года император распорядился писать иконы на холсте и «...учредить мозаичное заведение для изображения после сих икон мозаикою». Возглавить его должен был знаменитый римский мастер М. Барберри. «Императорское Мозаичное Заведение» было основано в 1847 году. Тогда же в Риме была открыта мастерская под руководством М. Барберри, где первые русские художники-мозаичисты В.Е. Раев, С.Т. Федоров, И.С. Шаповалов и художник-пейзажист Е.Г. Солнцев прошли подготовку под наблюдением опытных итальянских мастеров. Были набраны: голова Спасителя из «Преображения» Рафаэля, букет цветов на черном фоне для пресс-папье, большой образ св. Николая (копия с Ф. Кристофари, воспроизведшего древнюю икону из Бари), впоследствии привезенный в Санкт-Петербург и помещенный в часовне Благовещенского (Николаевского) моста; две большие «маски» с античных образцов, украсившие позднее фриз фасада нового здания Императорского Мозаичного Отделения. Тогда же была сделана находящаяся в Эрмитаже копия знаменитого пола «круглой залы» Ватиканского дворца.

21 ноября 1851 года Николай I утвердил положение и штат Императорского Мозаичного Заведения. В этом же году обновился состав Комитета по устройству Мозаичного Заведения - кроме Ф.П. Толстого и П.А. Языкова, в него вошли архитектор О. Монферран, Д. Бонафеде, Р. Кокки и князь Г.П. Волконский.

В сентябре 1855 года техническим отделением вместо Языкова стал заведывать граф Б.Ю.И. Стенбок. При нем были окончены с оригиналов профессора Т.А. Неффа первые четыре огромные мозаики нижнего яруса иконостаса Исаакиевского собора («Спаситель», «Богоматерь». «Св. Исаакий Далматский» и «Св. Александр Невский). Параллельно шла работа над мозаичными орнаментами для часовни на Николаевском мосту и облицовкой для храма Христа Спасителя в Москве.

 
  
НОВОСТИ РАХ
.. -

 
КОНТАКТЫ
Наш адрес:

199034, г.Санкт-Петербург, Васильевский остров, 3-я линия, дом 2а

Контактные телефоны:

секретарь: (812) 323-65-58 – информация о мастерских;

бухгалтерия: (812) 323-75-29 – вся информация о ценах.

Адрес в интернете:
www.rahspb.ru
E-Mail:
rah_spb@mail.ru